Главная Категории О блоге
Banner

Жизненный цикл товара — общий вид

2018-11-11 | economy sketchnote
Основные стадии жизненного цикла товара: вывод на рынок, рост, зрелость и упадок. Варианты жизненных циклов продукта. Инвестиции, окупаемость и общий экономический эффект.

Жизненный цикл товара содержит в себе все стадии от появления идеи о товаре, выводе его на рынок, распространении и развитии и последующем спаде производства по различным причинам. Всегда в жизненный цикл включают следующие стадии:

  • вывод на рынок
  • рост
  • зрелость
  • упадок

Помимо перечисленных, часто можно встретить еще и первоначальный этап развития товара от появления идеи до вывода на рынок. При этом отдельные этапы могут иметь подэтапы, предназначенные для анализа действий фирмы в конкретных условиях.

Начинаем с возникновения идеи. На этом этапе продукт еще не выведен на рынок и никому не представлен. Для того, чтобы вывести его на рынок, нужно сделать чертежи, сконструировать первый прототип, испытать его, подготовить производство, получить займ или собственные средства фирмы. На этом этапе расходы максимальны, а доходов нет. Общий экономический эффект тоже отрицателен.

В момент вывода товара на рынок (условно это означает начало первых продаж), величина общего экономического эффекта показывает нам начальную инвестицию. Это те самые затраты, которые нужны для того, чтобы подвести товар к началу продаж. С этого момента начинается рост прибыли, но общий экономический эффект продолжает убывать, потому что расходы на товар по-прежнему превышают только-только появляющиеся доходы.

Дальше, на этапе вывода на рынок расходы постепенно снижаются: основные аналитические работы выполнены, упаковка отработана. В этот период общий экономический эффект продолжает снижаться, но уже гораздо медленнее по мере роста доходов от продаж и снижения расходов на единицу продукции. В моменте, когда расходы сравниваются с доходами, наблюдается точка безубыточности, когда общий экономический эффект переходит от снижения к росту. В этой точке наблюдается максимальная величина инвестиций.

Эта максимальная величина инвестиций имеет важное значение. Очень часто в проектах предусматривается только величина начальных инвестиций, и после запуска проекта основателям приходится в срочном порядке искать дополнительные инвестиции для покрытия этих дополнительных затрат на вывод на рынок.

Далее общий экономический эффект продолжает рост, в момент перехода общего экономического эффекта от отрицательного значения к положительному наблюдается точка срока окупаемости — момент времени, когда все вложенные в разработку и продвижение товара деньги полностью вернулись. Эта точка может наблюдаться как на стадии вывода на рынок, так и на ранней стадии роста.

Товар переходит к этапу роста в тот момент, когда кривая доходов “переламывается”, переходя от медленного роста к очень быстрому. На графике эта точка находится близко к пересечению доходов и расходов, хотя это не обязательно. На этапе роста доходы очень быстро растут, а расходы продолжают снижаться за счет дальнейшей оптимизации производственного процесса.

Быстрый рост на этом этапе во многом обусловлен значительным распространением товара и расширением дистрибуции. Когда пределы по дистрибуции достигнуты, начинается этап зрелости.

На этапе зрелости доходы остаются относительно постоянными, расходы уже в основном оптимизированы и не слишком велики. На этом этапе фирма способна извлечь максимальную прибыль из продажи товара. Общий экономический эффект растет наибольшими темпами. По мере развития технологий и изменения структуры спроса товар постепенно теряет позиции на рынке и переходит в стадию упадка.

На стадии упадка происходит снижение доходов за счет снижения объема продаж и падения интереса покупателей, а так же рост расходов. В точке, где расходы сравниваются с доходами денежный поток становится равным нулю и дальнейшее производство становится просто нерентабельным, потому что приносит предприятию только убытки.

Кривая доходов может иметь несколько форм, которые зависят от различных событий. Помимо типичной формы I, которая представляет собой просто падение продаж, может наблюдаться так же форма II, когда в результате довольно успешной и широкой рекламной кампании предприятию удается значительно подогреть интерес к продукту. Часто это сопровождается значительной модернизацией продукта, которая как раз и является основанием для обширной рекламной кампании.

Кривая формы III возможна в случае длительного увлечения консервативных покупателей продуктами конкретной марки. Хотя такое увлечение может продолжаться достаточно долго, в конечном итоге оно движется вниз.

“Гребешкова” кривая формы IV встречается нечасто и в основном сопровождается значительными прорывами в технологиях производства или сферах применения. Каждый такой прорыв или технология чаще всего приводит к расширению рынка на сегменты, которые до этого были недоступны, отчего кривая и имеет нарастающий вид.


Наконец я добрался до публикации этого скетча, на который потратил без малого 10 часов. Это только первая часть жизненного цикла продукта. В дальнейшем я детально рассмотрю отдельные отрасли продвижения и продажи товара.

Обо мне

Привет! Меня зовут Константин! Я ученый, программист, писатель. Я интересуюсь тем как прожить интересную и захватывающую жизнь, и этот блог — о ней!

Meta