О дневнике

Дневник является весьма важным инструментом саморазвития. Если в юности многие из нас ведут дневники, которые содержат в основном описания происходящих событий и собственные чувства по отношению к этим событиям, то в зрелом возрасте это уже кажется глупым.

При этом когда мы обратимся к опыту выдающихся людей современности и прошлого, то окажется, что они вели подобного рода дневники на протяжение всей жизни. Тем, кто серьезно занимается спортом не обойтись без дневника своих занятий, так же и тем, кто серьезно пишет книгу, не обойтись без дневника своих достижений.

Так же и когда Вы собираетесь в приключение вроде написания книги, не обойтись без дневника, в котором будут зафиксированы различные моменты писательской деятельности. Как и в любом приключении (например, в «Затерянный мир»), по «возвращении» этот дневник может стать весьма интересной путевой заметкой, которую можно будет опубликовать (с некоторыми правками) или оставить для себя.

Ведение дневника

Что касается самого процесса ведения дневника, то я предлагаю вести его после каждого сеанса писательской работы, а еще лучше — каждый день. Не обязательно записывать туда целые страницы, будет достаточно нескольких предложений о том, что сегодня было сделано, как хорошо получилось, в общем, все, что Вам кажется важным.

А еще я предлагаю добавить туда два пункта: успехи и удачи.

В графе «успехов» будут размещаться 2-3 успешных события, к которым Вы непосредственно имеете отношение, например:

  • закончил вторую страницу книги;
  • проработал целый час;
  • применил метод из главы 3.

«Удачи» описывают тоже положительные события, свое влияние на которые Вам трудно установить, например:

  • писал в хорошем настроении (а как это вышло — непонятно, но все равно хорошо);
  • написал вдохновенный текст (просто вдохновение пришло само, тоже хорошо).

Эти успехи и удачи являются положительным подкреплением деятельности. Бывают и успехи в виде побед: «сегодня было трудно писать, но написал целую тысячу», это тоже очень хорошо.

В дневнике можно писать о чем угодно, лишь бы это помогало развиваться Вам как писателю. Можно описывать свое мнение о прочитанных книгах, анализировать их содержание. А еще ведение дневника, особенно, если Вы пишете не каждый день, помогает развивать навык выражения собственных мыслей на бумаге. Каждый день по несколько предложений и уже через две недели написать один абзац становится проще простого — сел и написал.

Дневник позволяет «выявить» интересные мысли не только о том, что написать в книгу, но и о том, как писать вообще любую книгу. Несколько строчек в дневнике после сеанса работы подводят своеобразный итог деятельности за сеанс, служат еще одним «верстовым столбом», который приближает книгу к завершению.

В своем дневнике я записываю сколько времени я проработал, сколько написал текста, что редактировал. Я всегда могу сравнить как я работал на этой неделе с прошлыми, насколько продвинулась книга, подумать, почему было трудно писать и над чем стоит поработать. После завершения книги появляется интересная картинка о том, сколько в действительности было потрачено времени на написание книги.

Дневник — это выжимки из того самого «личного опыта», который необходим для того, чтобы научиться писать книги

Шаблон дневника

Далее мы рассмотрим основной шаблон, который я применяю для своей работы, а Вы можете адаптировать его под свои нужды.

  • Дата : какой же дневник без даты

  • Новые знания : что нового я узнал о деле написания книги, что мне может пригодится сегодня?

  • Настрой на работу : проверить, что я просмотрел содержание, заполнил дневник

  • Написание текста : что написано, сколько объема и сколько заняло времени

  • Редактирование : что отредактировал, сколько объема, какие ошибки выявил, сколько потратил времени

  • Оформление : что оформлял, сколько времени заняло

  • Публикация : что опубликовал, где, сколько времени затратил

  • Поддержка : кто мне написал, о чем, что следует сделать, сколько всего обработано писем, сколько заняло времени

  • Хронометраж : записи вида (время)-(дело)

  • Идеи : свободное место для записи идей

  • Ошибки : какие ошибки я сегодня допускал и как их можно исправить

  • Итог сессии : что было сделано, куда следует стремиться, что изменить

Ограничить время на заполнение дневника

Хронометраж времени

Простейшая форма «начало-конец»

Развернутая форма по видам деятельности

Анализ результатов

Статистика из дневника

Скучная статистика и цифры

Какие данные мы извлекаем

Какие выводы из этого можно сделать

Не так уж сложно получить данные, трудно понять что они означают