Реальный опыт

Невозможно научиться пахать, читая книги

Я некоторое время назад сам наступил на эти же грабли. Очень часто люди жалуются, что прочитали кучу книг на тему «как стать счастливым», но счастья так и не получили. Здесь я хочу отметить две вещи:

  1. Не все книги, к сожалению, имет достаточно высокий уровень; современному читателю приходится выбирать из огромного количества книг. С другой стороны, это очень хорошо, потому что у него есть выбор: разный стиль изложения, разный подход к проблеме, разные пути решения.
  2. Одно только чтение не решает проблемы; проблему всегда решает человек, а книги помогают узнать как с похожими ситуациями справлялись другие, что было хорошо и что плохо.

Поэтому можно сколь угодно долго читать книги, но реальный опыт написания приходит лишь тогда, когда начинают писать. По ходу этого сталкиваешься с огромным количеством самых разных мелочей, упоминание которых в книге бесполезно, потому что смысл многих из них становится понятным только после приобретения опыта.

Чтобы не быть голословным, я применял все из описанных принципов при написании этой книги. Таким образом, каждый фрагмент этой книги был мною лично проверен на собственном опыте. Это отнюдь не означает, что она окажется полезной в неизменном виде для каждого, кто хочет написать книгу, но есть хотя бы один человек, кому она оказалась полезной.

И каждый читатель должен попробовать самостоятельно применять описанные принципы, чтобы выяснить, какие ему подходят, какие нужно заменить, а что нужно скорректировать под его индивидуальный ритм жизни и написания книги. Для этих целей хорошо подходит дневник.

В этом смысле книги могут разъяснить основы, но усвоить их может только человек, приложив к этому определенные усилия.

Рефлексия собственного опыта

Большую роль в усвоении материала играет осознание собственных действий и их результата, то есть осознание полученного в ходе работы опыта. Наиболее прозрачно процесс рефлексии может быть выражен в форме дневника, куда Вы записываете свое мнение о прочитанных главах книги, описываете, что показалось непонятным или очевидным, что было применено на практике и как собственный опыт соотносится с описаниями автора.

Взаимодействуя с книгой на таком уровне, а не просто механически заучивая и выполняя упражнения, достигается сразу несколько целей:

  1. Глубина и качество усвоения материала растут в разы.
  2. Опыт становится личностным, то есть непосредственно связанным с мировоззрением человека, его ценностями и убеждениями; это наилучший опыт, поскольку именно он позволяет человеку изменяться и становиться лучше не только как профессионалу, но и как человеку.

Разумеется, можно изучить все предложенные в книге правила, научиться применять их механически и даже написать таким образом книгу, но она получится сухой и безжизненной. Для того, чтобы стать серьезным профессионалом, нужно быть увлеченным своей профессией.

Хорошим упражнением будет в конце каждого сеанса писательской работы проводить «ревизию» выполненной работы, что получилось удачно, над чем можно поработать, какие вопросы возникли и что можно поискать в Интернете. Так же, в конце чтения каждой из глав книги (и не только этой) можно спрашивать себя «как я могу использовать это в жизни? где это пригодится?». Это тот самый пример активной работы над книгой.

Так же полезной привычкой будет ведение «дневника ошибок»: специальной тетради (или раздела в большом дневнике), в которую записывают все те погрешности, которые обнаруживаются в процессе работы над книгой с тем, чтобы не допустить их в будущем. Здесь важно отличать, что действительно является такой «ошибкой», а что в других книгах может быть и другим. Это и есть часть развития человека как писателя.

Отношение к ошибкам