Link Search Menu Expand Document

Маркетинговая кампания по выпуску нового продукта

Термины и определения

Маркетинг
(от англ. marketing “рыночная деятельность”) организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации
Маркетинг
деятельность, направленная на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли. В широком смысле предназначение маркетинга состоит в “определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей”.

Основные задачи маркетинга:

  • Изучение рынка как такового, изучение потребителей, структуры фирм, товаров и анализ внутренней среды предприятий
  • Исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в областях, интересующих фирму
  • Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы
  • Анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма, включая исследование деятельности конкурентов, управление качеством и конкурентоспособности готовой продукции
  • Организация материально-технического снабжения
  • Формирование ассортиментной политики фирмы
  • Разработка ценовой политики фирмы, разработка механизма изменения цен в меняющихся условиях
  • Формирование стратегии и тактики рыночного поведения фирмы
  • Сбыт продукции и услуг фирмы
  • Коммуникации маркетинга
  • Сервисное обслуживание
  • Организация поощрений (программ лояльности) покупателей и потребителей

Стратегический маркетинг

Маркетинговая стратегия
(англ. marketing strategy) долгосрочный, перспективный подход к планированию с фундаментальной целью достижения устойчивого конкурентного преимущества. Стратегическое планирование включает в себя анализ стратегической исходной ситуации компании до разработки, оценки и выбора ориентированной на рынок конкурентной позиции, которая способствует достижению целей компании.
Рекламная кампания
это целенаправленная система спланированных рекламных мероприятий, объединённых одной идеей и концепцией для достижения конкретной маркетинговой цели в рамках согласованной маркетинговой стратегии рекламодателя, в установленные период времени, область действия, рынок и целевую аудиторию.

Стратегический маркетинг, как отдельная область исследования, появился в 1970-х годах и основывался на предшествующем ему стратегическом управлении. Стратегический маркетинг подчеркивает роль маркетинга как связующего звена между организацией и её клиентами.

Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Питер Друкер, говорит об этом так: “Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами”. (“Основы маркетинга”, Филипп Котлер).

Маркетинговая стратегия включает в себя определение направления деятельности компании на предстоящий период планирования. Это предполагает проведение обзора фирмы и её операционной среды с целью выявления новых бизнес-возможностей, которые фирма могла бы потенциально использовать для получения конкурентного преимущества.

Стратегическое планирование может также выявить рыночные угрозы, которые придется учитывать для обеспечения долгосрочной устойчивости. Стратегическое планирование не делает предположений о том, что фирма продолжит предлагать одни и те же продукты тем же клиентам в будущем. Вместо этого оно занимается определением деловых возможностей, которые могут быть успешными, и оценивает способность фирмы использовать такие возможности.

Стратегическое планирование стремится выявить стратегический разрыв между тем, где в настоящее время находится фирма (стратегическая реальность или непреднамеренная стратегия), и тем, где она должна располагаться для устойчивого долгосрочного роста (стратегическое намерение или преднамеренная стратегия). Стратегическое планирование направлено на решение трех вопросов:

  • Где мы сейчас? (Анализ ситуации)
  • В каком бизнесе мы должны быть? (Видение и миссия)
  • Как мы должны туда добраться? (Стратегии, планы, цели и задачи)
  • Как мы определим, когда мы туда попадем? (Метрики для отслеживания и коррекции)

Все вышеописанные задачи и функции выполняются следующими методами маркетинга:

  • аналитика
  • опросы
  • наблюдения
  • планирование и прогнозы
  • A/B-тестирований
  • разработка политики ценообразования
  • информационные методы
  • PR и рекламные методы
  • личные продажи
  • консультации
  • программы лояльности

Маркетинговые исследования

Маркетинговые исследования
(англ. marketing research) систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения маркетинговых задач (возможностей).
Процесс маркетинговых исследований
(англ. marketing research process) комплекс действий, каждый из которых имеет свою задачу, решение которых необходимо для проведения маркетинговых исследований. Они включают в себя определение проблемы, разработку подхода к решению проблемы, формулирование плана исследования, проведение полевых работ, подготовку и анализ данных, а также подготовку и представление отчёта.
Маркетинговое исследование для определения проблемы
(англ. problem identification research) исследование, чтобы идентифицировать неочевидные проблемы, текущих или будущих. Исследования такого типа предоставляют информацию относительно маркетинговой среды и помогают диагностировать проблему.
Маркетинговое исследование для решения проблемы
(англ. problem solving research) исследование, чтобы помочь решить конкретные маркетинговые проблемы.
Маркетинговая информационная система
(англ. Marketing Information System, MIS) формализованный порядок действий для получения, анализа, хранения и распространения на регулярной основе необходимой информации для лиц, ответственных за принятие решений в сфере маркетинга (обеспечивает информацию непрерывно, а не только на основании исследований, проводимых время от времени).

Согласно общепринятым взглядам, в процесс маркетинговых исследований вовлечены четыре заинтересованные стороны:

  • маркетолог-исследователь
  • клиент
  • респондент
  • общественность

Классификация маркетинга:

  • в зависимости от вида деятельности отдельной личности или организации:
    • маркетинг организации
    • маркетинг отдельной личности (эгомаркетинг)
    • маркетинг места
    • социальный маркетинг и другие
  • по сфере применения:
    • потребительский
    • промышленный
    • инвестиционный
    • маркетинг услуг
  • по сфере обмена (по территориальному признаку)
    • национальный (региональный, локальный) маркетинг
    • международный (экспортный, глобальный, мировой) маркетинг
  • в зависимости от цели и результатов деятельности:
    • коммерческий
    • некоммерческий маркетинг.
  • в зависимости от состояния спроса на рынке
    • конверсионный маркетинг применяется в условиях отрицательного спроса, когда значительная часть рынка не принимает продукт и даже может заплатить определённую цену за отказ от его использования. Задачей конверсионного маркетинга является изменение отрицательного отношения потребителей к продукту. Инструментами конверсионного маркетинга являются: переделка продукта, более эффективное его продвижение и снижение цены.
    • стимулирующий маркетинг связан с наличием товаров и услуг, на которые нет спроса по причине полного безразличия или незаинтересованности потребителей. План стимулирующего маркетинга должен учитывать причины такого безразличия и определить мероприятия по его преодолению.
    • развивающий маркетинг связан с формирующимся спросом на товары (услуги).
    • ремаркетинг оживляет спрос в определённый период угасания жизненного цикла товаров или услуг.
    • синхромаркетинг используют в условиях колеблющегося спроса. Например, товары сезонного потребления.
    • поддерживающий маркетинг используется, когда уровень и структура спроса на товары полностью соответствуют уровню и структуре предложения.
    • противодействующий маркетинг используется для снижения спроса, который с точки зрения общества или потребителя расценивается как иррациональный (например, спиртные напитки, табачные изделия).
    • демаркетинг используется для снижения спроса на свой продукт в ситуации, когда спрос превышает предложение, и нет возможности увеличить объём производства. Добиться подобных результатов можно, например, повышением цены на товар, снижением объёмов рекламы или усилий по продвижению. Цель демаркетинга (в отличие от противодействующего маркетинга) — не разрушить спрос на продукт, а уменьшить его, сбалансировав с производственными мощностями.
    • маркетинг личности — деятельность для создания, поддержания или изменения поведения общественности по отношению к конкретному лицу.
    • маркетинг инноваций — маркетинговая деятельность, направленная на создание инноваций, ориентированных на рынок. Представляет собой комплекс механизмов определения товаров и технологий, которые обладают новыми свойствами и направлены на создание, расширение или стабилизацию рынка новых товаров и услуг. Уровень новизны инновации в маркетинге инноваций определяет её инновационный потенциал (конкурентоспособность).
    • сетевой маркетинг — форма ведения внемагазинной розничной торговли через персональные продажи.
  • в зависимости от охвата рынка:
    • массовый маркетинг предполагает ориентацию на максимально широкий круг потребителей без учёта различий между ними. (Я произвожу то, что нужно всем). Цель предприятия — установить низкие цены, так как снижаются затраты на массовое производство и продвижение.
    • концентрированный (целевой) маркетинг — ориентация на конкретный сегмент, стараясь максимально удовлетворить его потребности (товары для молодожёнов, ритуальные услуги). Преимущества: максимально полное удовлетворение потребности, используется маленькими компаниями. Недостатки: сегмент может неожиданно сократиться, ограничение возможного роста компании.
    • дифференцированный маркетинг — стремление к захвату большой части рынка в целом и при этом предложение нескольких разновидностей одного и того же товара, который отличается своими потребительскими качествами и может удовлетворить потребности многих сегментов (молочная компания, продукция разной жирности, сырки, творожок, йогурты).

Особенности инновационного маркетинга

Современные маркетинговые подходы носят в большей степени стратегический характер, в связи с чем следует различать понятия “инновационный маркетинг” и “маркетинг инноваций”.

Маркетинг инноваций
деятельность предприятия по созданию продуктов рыночной новизны, позволяющих обеспечить качественное удовлетворение потребностей (в том числе и возникающих).
Инновационный маркетинг
маркетинг, основой которого является не только продвижение инновационных продуктов, но и формирование процессов их создания с учетом требований рынка и особенностей самих продуктов; обладает большой стратегической ориентированностью.

Отличительные черты инновационного маркетинга:

  • стратегическая ориентированность на поиск и удовлетворение новых потребностей предполагает, что инновационный маркетинг применяется не только на “выходе”, но и на “входе” управления инновационной деятельностью
  • организация и управление инновационной деятельностью предприятия осуществляется через призму взаимодействия с инновационным рынком, что предполагает использование сетевой теории и изучения современных форм отношений на инновационном рынке
  • предметом исследования и товаром на рынке выступает не готовый продукт, а идея, что обуславливает использование методов использования и оценки интеллектуальной собственности

Таким образом, можно определить цель инновационного маркетинга как формирование и реализация инновационной стратегии деятельности организации, предполагающей повышение ее конкурентоспособности.

Задачами инновационного маркетинга являются:

  • определение критериев выбора направлений инновационной деятельности
  • поиск перспектив направлений инновационной деятельности и подготовка к размещению на рынке нового продукта
  • анализ внутреннего потенциала и внешней среды организации при формировании инновационной стратегии
  • оптимизация затрат на разработку и внедрение в производство нового продукта
  • планирование и прогнозирование инновационной деятельности
  • организация, управление и контроль за реализацией инновационной стратегии

Шерстобитова Т.И. Маркетинг инноваций: Учебное пособие. – Пенза: Издательство ПГУ, 2009 – 126 с.

Г. Л. Багиев, А. Н. Асаул. “Организация предпринимательской деятельности”.

Маркетинг — Википедия.

Маркетинговое исследование — Википедия.