Дневник
Дневник является весьма важным инструментом саморазвития. Если в юности многие из нас ведут дневники, которые содержат в основном описания происходящих событий и собственные чувства по отношению к этим событиям, то в зрелом возрасте это уже кажется глупым.
При этом когда мы обратимся к опыту выдающихся людей современности и прошлого, то окажется, что они вели подобного рода дневники на протяжение всей жизни. Тем, кто серьезно занимается спортом не обойтись без дневника своих занятий, так же и тем, кто серьезно пишет книгу, не обойтись без дневника своих достижений.
Так же и когда Вы собираетесь в приключение вроде написания книги, не обойтись без дневника, в котором будут зафиксированы различные моменты писательской деятельности. Как и в любом приключении (например, в «Затерянный мир»), по «возвращении» этот дневник может стать весьма интересной путевой заметкой, которую можно будет опубликовать (с некоторыми правками) или оставить для себя.
Что касается самого процесса ведения дневника, то я предлагаю вести его после каждого сеанса писательской работы, а еще лучше каждый день. Не обязательно записывать туда целые страницы, будет достаточно нескольких предложений о том, что сегодня было сделано, как хорошо получилось, в общем, все, что Вам кажется важным.
А еще я предлагаю добавить туда два пункта: успехи и удачи.
В графе «успехов» будут размещаться 2-3 успешных события, к которым Вы непосредственно имеете отношение, например:
- закончил вторую страницу книги;
- проработал целый час;
- применил метод из главы 3.
«Удачи» описывают тоже положительные события, свое влияние на которые Вам трудно установить, например:
- писал в хорошем настроении (а как это вышло — непонятно, но все равно хорошо);
- написал вдохновенный текст (просто вдохновение пришло само, тоже хорошо).
Эти успехи и удачи являются положительным подкреплением деятельности. Бывают и успехи в виде побед: «сегодня было трудно писать, но написал целую тысячу», это тоже очень хорошо.
В дневнике можно писать о чем угодно, лишь бы это помогало развиваться Вам как писателю. Можно описывать свое мнение о прочитанных книгах, анализировать их содержание. А еще ведение дневника, особенно, если Вы пишете не каждый день, помогает развивать навык выражения собственных мыслей на бумаге. Каждый день по несколько предложений и уже через две недели написать один абзац становится проще простого — сел и написал.
Дневник позволяет «выявить» интересные мысли не только о том, что написать в книгу, но и о том, как писать вообще любую книгу. Несколько строчек в дневнике после сеанса работы подводят своеобразный итог деятельности за сеанс, служат еще одним «верстовым столбом», который приближает книгу к завершению.
В своем дневнике я записываю сколько времени я проработал, сколько написал текста, что редактировал. Я всегда могу сравнить как я работал на этой неделе с прошлыми, насколько продвинулась книга, подумать, почему было трудно писать и над чем стоит поработать. После завершения книги появляется интересная картинка о том, сколько в действительности было потрачено времени на написание книги.
Дневник — это выжимки из того самого «личного опыта», который необходим для того, чтобы научиться писать книги
Структура дневника
Ниже приведен шаблон, который я применяю для своей работы, а Вы можете адаптировать его под свои нужды.
Дата : какой же дневник без даты
Настрой на работу : проверить, что я просмотрел содержание, заполнил дневник
Написание текста : что написано, сколько объема и сколько заняло времени
Редактирование : что отредактировал, сколько объема, какие ошибки выявил, сколько потратил времени
Оформление : что оформлял, сколько времени заняло
Публикация : что опубликовал, где, сколько времени затратил
Поддержка : кто мне написал, о чем, что следует сделать, сколько всего обработано писем, сколько заняло времени
Хронометраж : записи вида (время)-(дело)
Идеи : свободное место для записи идей
Итог сессии : что было сделано, куда следует стремиться, что изменить