Link Search Menu Expand Document

Написание текста

Этот этап процесса самый сложный. Он требует «вдохновения». Именно поэтому я отвожу на него самые продуктивные часы собственного времени, обычно это время после полудня. Прежде чем приступить к написанию я часто занимаюсь несколько минут чтением уже написанного материала, просмотром структуры книги по оглавлению — это позволяет включиться в работу. И я стараюсь организовывать каждый день по крайней мере по одному такому виду работы, потому что именно он формирует книгу.

Я советую каждый день, в котором Вы занимаетесь книгой писать не меньше тысячи символов, но и не больше двух-трех тысяч, а остальное время можно посвящать остальным видам работ.

Почему не меньше тысячи? Дело в том, что навык связно выражать свои собственные мысли, тем более на бумаге, нужно вырабатывать. А если пробовать писать по одному предложению, он просто не успевает хорошо закрепиться. Можно писать только тогда, когда приходит вдохновение, но в этом случае говорить о каких бы то ни было сроках становится бесполезно.

Но почему не больше трех тысяч? Обратная сторона медали вдохновения. Бывает так, что просто «приперло» и пишется и пишется. Это кажется очень хорошо, потому что можно написать много и очень хорошего материала, но после этого обычно наступает длительное затишье, во время которого весь былой запал и пропадает. Лучше писать каждый день по тысяче символов, чем раз в неделю три тысячи.

Поэтому важно делать свою работу регулярно. Так и занятие надоесть не успевает, ведь порции-то маленькие, новые идеи появляются очень часто, потому что есть время переработать материал. Кажется, что написать книгу объемом 250 тысяч символов довольно трудно, ведь если писать по 1 тысяче символов, на это уйдет 250 дней. Кажется, что это очень долго, но сейчас, когда я пишу эти строки, у меня уже набрано 29 тысяч символов. Я даже не успел заметить, когда это произошло, а первый черновик, наброски материала уже есть. А мне кажется, что я и вовсе не писал серьезно, разве полчаса в день это так много?

Совет: включайте этап написания текста в каждый сеанс писательской работы, потому что именно он создает материал книги

По мере формирования структуры книги ее карта становится все более детальной.

Определение собственного ритма

Определить собственный ритм довольно просто. Для этого достаточно две недели записывать, сколько символов было набрано каждый день. Подсчитать количество символов довольно просто, необходимые функции уже встроены практически во все программы, которые работают с текстом. Запомните, что писать каждый день вовсе не обязательно.

Упражнение

В свой писательский дневник каждый сеанс работы, когда у Вас запланировано написание текста, записывайте, сколько тысяч символов Вы написали.

По прошествии двух недель у Вас будет следующая информация: количество дней, когда Вы работали над книгой, количество символов в каждый из дней. Будет еще лучше, если Вы будете записывать количество минут, которые проработали над книгой, это позволит расширить количество информации о продуктивности.

Допустим, что я работаю через день. В результате у меня накопилась такая статистика: я работал семь дней, при этом потратил примерно 4 часа и написал за это время 10 тысяч символов. В результате у меня получается, что в среднем в день (даже с учетом нерабочих дней) я трачу 0,3 часа и набираю при этом 0,7 тысячи символов. Если я хочу написать книгу объемом 200 тысяч символов, то мне понадобится 285 дней и 85,5 часов в течение этого периода.

Но не заблуждайтесь, что если получились такие цифры, то можно уволиться с работы и написать эту книгу за две недели. Это хоть и возможно, вероятность того, что после такого эксперимента Вы вообще перестанете писать, очень велика. Это как с дорогой на работу: я каждый день прохожу по 2 километра на работу и столько же обратно, это занимает в общей сложности около часа, но это не значит, что если я буду идти 8 часов подряд, то смогу пройти 32 километра. Как для ходьбы, так и для написания книг нужна тренировка выносливости.

В ходе написания книги у Вас будет появляться все больше информации о том, сколько текста и когда было написано. Подобно распределению времени, такая статистика позволит предсказать сколько еще тысяч символов будет написано и за какой период. Я регулярно раз в неделю (с учетом того, что я пишу каждый день, это примерно каждый 7-й сеанс работы) составляю новый прогноз о том, сколько времени потрачу и сколько напишу символов.

Упражнение

Каждые 5-10 сеансов работы прогнозируйте, сколько еще времени (в часах и в днях, как описано ранее) понадобится на работу, когда будут достигнуты основные вехи книги (например, 30%, 50%, 80%, завершение) по датам. Это позволит одновременно и спланировать дальнейшую работу, и мотивирует на ее завершение.

Зная свою продуктивность и примерные объемы отдельных глав, Вы можете спланировать, сколько времени понадобится на ту или иную главу и определить примерные даты завершения разделов книги.

Лично для меня интересно так же определять суммарные затраты времени на написание книги по неделям, чтобы смотреть, насколько изменяется моя продуктивность, и если она падает, то вовремя принимать необходимые действия. Так, с 13 по 19 ноября 2017 года я потратил на эту книгу 4¾ часа и написал 19,3 тысячи символов. Это не не самый лучший результат, который мне удавалось достичь.

«Зачем вся эта статистика?» можете спросить Вы. Одно дело писать книгу и день за днем видеть, что она увеличивается, но в электронном формате этот прирост заметить довольно сложно. Другое же дело, когда за каждый сеанс работы происходит пусть и небольшой, но вполне определенный (в численных показателях) шаг в направлении книги. Это мотивирует лучше всякого вдохновения.

Порядок написания отдельных частей книги

Многие «классические» авторы предпочитают линейный порядок написания, то есть движение от начала книги к концу, точно так же, как это будет делать читатель. Возможно, такая схема наиболее востребована для художественной литературы, которая читается именно так. В случае же с научно-популярной литературой я предпочитаю писать главы в произвольном порядке в соответствии с разработанной структурой книги.

Причин этому несколько. Во-первых, эта книга будет использоваться в первую очередь как некоторое руководство, в котором отдельные части сильно связаны друг с другом, поэтому уложить их в линейную структуру вряд ли возможно. Во-вторых, если мы посмотрим на современный Интернет, то это огромное количество различных ссылок как внутри одного сайта, так и между ними. Эта структура появилась не за один год, и она может быть не самой лучшей, но она уже стала привычной для людей. Именно по этой причине в моих книгах часто встречаются ссылки на другие главы, в том числе вперед.

Можно последовательно переходить от простых правил к сложным, но для того, чтобы книга была удобным справочником по определенному вопросу, каждая глава должна содержать максимум информации по своей части темы и иметь ссылки на другие части. Тогда в процессе написания собственной книги я буду сталкиваться с определенными трудностями, буду придумывать новые форматы работы и я могу захотеть обратиться к материалу, о котором говорит автор. Тут и пригодится такой формат книги.

Хотя главы идут в логической последовательности: сначала разбираются предпосылки, рассматривается книга и затем весь процесс написания, но главы связаны друг с другом гораздо сильнее, и рассматривая любую из них можно провести взаимосвязи со всеми остальными.

Введения и заключения

Поскольку всякая тема, по которой можно написать книгу, априори представляет собой довольно сложную конструкцию (иначе писать книгу было бы попросту не на чем), небольшие введения в начале глав и заключения в конце позволяют сделать следующее:

  • подготовить читателя к материалу главы;
  • резюмировать основные положения по представленному материалу.

Структура книги по уровням может выглядеть так:

  1. Часть (обычно есть только у очень больших книг)
  2. Раздел
  3. Глава

Поскольку часть определяет одновременно и некоторый фрагмент книги, и структурную единицу наиболее высокого уровня, в тексте я буду употреблять слово часть в обоих значениях, обычно не представляет трудностей с тем, чтобы определить, какое из определений используется.

Чем меньше участок текста, тем меньше в нем должны быть введения и заключения.

Обобщающие введения и заключения (например, к частям книги) не должны просто представлять собой копию предложений из отдельных разделов и глав и по объему должны быть меньше, чем сумма по частям.

Такая подготовка важна и для читателя и для писателя: она позволяет читателю увидеть основные моменты, которые будет рассматривать и описывать автор.

Признаки хорошего введения:

  • связывает изложенный ранее материал с тем, что будет представлен в следующей части книги.

Признаки хорошего заключения:

  • резюмирует основные положения.

Такая взаимосвязь между отдельными частями книги наилучшим образом показывает, что части представлены в логической последовательности и введения и заключения раскрывают перед читателем эту логику.

Вода в тексте

«Вода» в тексте это неосновное содержимое, без которого можно было бы обойтись. Хотя большинство программ для проверки текстов считает предлоги не несущими смысловой нагрузки, это неверно. Предлоги выполняют важную роль в организации связи между словами в русском языке, и текст без предлогов хуже понятен. В английском же языке служебные слова занимают до 30% всего текста, и если их отбросить, то текст вовсе потеряет смысл.

Откуда в тексте может взяться вода? Например, я поставил себе цель сделать эту книгу объемом 250 тысяч символов, но мыслей на такое количество текста у меня нет. Выходит, я буду использовать вводные слова, приводить слишком длинные описания и примеры из собственного опыта только для того, чтобы сделать количество символов по возможности наибольшим.

Поэтому хоть количество символов и может выступать целью (согласно SMART), все же это не единственный показатель, поэтому воды в тексте нужно избегать. Но многие, особенно, начинающие писатели, стараются писать очень «сухой» текст, который становится безжизненным именно из-за излишней сухости.

Во-первых, некоторое количество воды в тексте является нормальным для каждого языка, а слишком сухие тексты очень трудно переваривать. Во-вторых, для того и нужен этап редактирования, чтобы выправить текст, который был написан в состоянии творческого вдохновения. Так что вместо того, чтобы сразу писать хороший текст (что приходит с очень большим опытом), лучше браться за него несколько раз.

Кроме этого, даже если ваш текст получается очень разбавленным на первом этапе, это не повод отказываться от его написания: среди этой воды в конечном итоге можно выловить довольно интересные идеи, которые могут превратиться из одного предложения в целую главу. Ради этого стоит писать этот текст и во время редактирования «рыбачить» в нем.

«Язык» текста

Любое абстрактное знание имеет силу только тогда, когда приобретает конкретную форму

Каждый из нас воспринимает мир всеми органами чувств, но все же отдает предпочтение какому-то конкретному чувству, мыслить которым каждому из нас наиболее просто: визуально, звуками или тактильными ощущениями. В НЛП это называется модальностями.

Хороший художник или фотограф хорошо воспринимает визуальную информацию, для него важно видеть. Музыкант лучше будет воспринимать аудиальную информацию, для него важно слышать. Танцор или спортсмен лучше чувствует информацию. Хотя все мы воспринимаем книги с помощью зрения, чтение в данном случае является только способом преобразования букв во внутренние образы, и для того, чтобы наилучшим образом соответствовать модели восприятия читателя, нужно использовать подходящие для него слова.

Поскольку автор заранее не знает, кто будет читать его книгу, то лучше использовать все доступные модальности для текста книги. Если Вы обратите внимание на художественную литературу, то обнаружите, что именно так и происходит: авторы часто переходят от картинки к звукам, чувствам и наоборот.

К визуальной модальности относится все, что связано со зрением: видеть, блестящий, яркий, близко. Аудиальная модальность: звучит, громкий, ритм. Тактильная (кинестетическая) модальность: чувствую, тепло, давление, тяжесть, ватный.

Распознавание и использование модальностей требует определенной практики.

Упражнение

Чтобы проверить свою предпочитаемую модальность, выделите в написанных текстах слова, относящиеся к той или иной модальности, а затем посчитайте их количество. Если их количество примерно одинаково (за исключением характерных абзацев, которые приходится описывать в определенной модальности), то все в порядке.

Упражнение

Чтобы улучшить свои навыки в переходе от одной модальности к другой, выберите слова из предыдущего упражнения и попробуйте перевести их в другую модальность. Например: блестящая мысль — мысль хорошо звучит — приятная мысль.

Работа с модальностями таким образом вовсе не означает, что книга будет иметь большой успех, но влияние модальностей сложно переоценить. Если Вы возьмете текст, написанный в несвойственной для Вас модальности, и прочитаете его, весьма вероятно, что Вам удастся запомнить из него немного. Совсем другое дело с привычной модальностью.

Таким образом, язык книги играет очень важную роль в установлении контакта с читателем. Чем лучше будет этот контакт, тем лучше будут усваиваться знания из книги.