Использовать ли метод ритмичной работы в транспорте?
Многим из нас приходится ездить в транспорте, будь то машина, электричка, автобус или метро. Что же мы делаем в транспорте? Смотрим по сторонам, смотрим в телефон, иногда дремлем.
Пожалуй, транспорт является одним из самых сложных окружений в смысле ритмичной работы. Большинство людей, живущих в современном мире и испытывающих на себе постоянное давление «успешных людей», стараются не терять времени даром и используют каждую свободную минуту для новых достижений.
Транспорт не подходит для метода ритмичной работы. В транспорте постоянно что-то происходит. Постоянно меняется обстановка, нужно постоянно быть внимательным, потому что вокруг ходят люди, а еще чтобы не пропустить свою остановку. Все это мешает погружению в поток. Да и поза человека, набирающего текст на ноутбуке в электричке далека от оптимальной.
Если взять пример Любищева, то он использовал время в транспорте, причем, очень продуктивно. Но это время у него было скорее «отбросами», которые нужно использовать. Он старался чем-то занять себя в транспорте чтобы не замечать неудобств. Но он никогда не занимался написанием научных статей (которые требуют концентрации) или чтения серьезной литературы (вроде книг по математике или философии).
С одной стороны, мы проводим в транспорте довольно много времени (особенно в больших городах), но с другой — у нас всегда есть несколько часов качественного времени, которое мы можем провести в режиме высокой концентрации. И это время ни в коем случае не в транспорте.
Безусловно, время в транспорте можно направить на полезные дела, но это «некачественное» время, его нельзя использовать для серьезных задач. Его следует использовать для подходящих задач, которые не требуют высокого уровня концентрации.
Когда я еду в электричке, я прохожу уроки в Duolingo или свои колоды Anki, но я не считаю, что это эффективный способ учить языки. Скорее, это способ мириться с неудобствами, чем реально изучать иностранный язык.
Когда мы стараемся «максимально эффективно использовать свое время», в первую очередь мы должны научиться использовать самое качественное время. Только оно может дать серьезный, прорывной результат. И только после полного освоения резервов этого качественного времени мы можем браться за «отбросы времени». Но ни в коем случае не в обратном порядке.