Link Search Menu Expand Document

Построение вопросов

Правило первого вспомогательного глагола, которое используется при образовании отрицательной формы, действует и при образовании вопросительной формы: первый вспомогательный (или модальный) глагол выносится вперед в положение перед подлежащим, а смысловая часть сказуемого остается после подлежащего, например: Не will enjoy the book. Will he enjoy the book?

Если у сказуемого нет вспомогательного глагола, то, как и при образовании отрицательной формы, используется вспомогательный глагол do, который ставится перед подлежащим и на который возлагается грамматическая нагрузка — время, число, лицо, при этом смысловой глагол (стоящий, как и положено, после подлежащего) имеет форму инфинитива без частицы to. Обстоятельства в вопросительном предложении, если они имеются, помещаются в конце предложения, например: They enjoy life all the time. Do they enjoy life all the time?

Глагол to be (во всех его функциях) образует вопросительную форму без помощи вспомогательного глагола: сам глагол be ставится перед подлежащим, например: Не is a good student. Is he a good student? Если глагол be имеет вспомогательный или модальный глагол, тогда действует правило первого вспомогательного глагола, например: It will be possible to handle all the situations. Will it be possible to handle all the situations?

Общие вопросы

Вопросы, начинающиеся со вспомогательного глагола называются общими вопросами. Такой тип вопросов ставится ко всему предложению, а не к отдельному его члену. В русском эквиваленте такого вопроса сказуемое дополняется частицей ли (сделал ли? купит ли?), однако в устной речи вопросительную форму можно передать интонацией.

Общий вопрос требует ответа да или нет, которые в английском языке выражаются следующим образом:

  • положительный ответ состоит из слова yes да, за которым (после запятой) идет личное местоимение в им. падеже (никогда не используется существительное) и тот вспомогательный глагол, который использовался в вопросе
  • отрицательный ответ состоит из слова no нет, личного местоимения и вспомогательного глагола с последующей частицей not.

Например: Will the method help us meet new situations? Поможет ли нам этот метод справиться с новыми ситуациями? Yes, it will. Да (поможет). No, it will not. Нет (не поможет).

Специальные вопросы

Специальный вопрос начинается с вопросительного слова, за которым следует вспомогательный глагол, и может быть поставлен к любому члену предложения. На специальный вопрос обычно дается развернутый ответ.

Вопрос к подлежащему

Вопрос к подлежащему не требует изменения порядка слов утвердительного предложения, просто подлежащее (со всеми его определениями) заменяется словами what что (для неодушевленных существительных) и who кто (для одушевленных существительных), например: They object to this point of view. Они возражают против такой точки зрения.

На вопрос к подлежащему может быть дан краткий ответ, который состоит из подлежащего (выраженного существительным или местоимением в им. падеже) и первого вспомогательного глагола или глагола do (при отсутствии вспомогательного глагола у сказуемого), который берет на себя грамматическую нагрузку. Глагол to be, не требует вспомогательных глаголов. Например: What is on the table? My book is. Что лежит (находится) на столе? Моя книга.

Вопрос к обстоятельству

Обстоятельства в предложениях бывают разного типа (времени, места, причины, условия, уступки, образа действия и др.). Как и во всех специальных вопросах после вопросительных слов следует вспомогательный (или модальный) глагол, произносятся они с понижающейся интонацией и требуют развернутого ответа, например: When will he come back? Когда он вернется? Не will come back tomorrow. Он вернется завтра.

Вопрос к определению

При постановке специального вопроса к определению вопросительные слова: what какой, which (of) который из, какой, how many сколько (с исчисляемыми существительными) и how much сколько (с неисчисляемыми существительными), whose чей, образуют с определяемым словом единую группу, которая ставится перед вспомогательным (или модальным) глаголом, например: What method did you follow in your experiment? Какой метод вы использовали в вашем эксперименте?

Which of the methods will you follow in your experiment? Который из этих методов вы будете использовать в вашем эксперименте? Whose article do you refer to in your work? На чью статью вы ссылаетесь в вашей работе? How many problems did you deal with in your work? Скольких проблем вы коснулись в вашей работе?

Следует обратить особое внимание на различие в значении вопросительных слов what и which. What определяет качество (интересный, сложный, новый и т. д.), в то время как which определяет, который из имеющихся (предметов) имеется в виду. Сравните: What books do you like to read? Какие книги вы любите читать? I like to read fiction. Я люблю художественную литературу. Which books will you take? Какие книги (из имеющихся) вы возьмете? I shall take only this one. Я возьму только эту (книгу).

Вопросительно-отрицательные предложения

Вопросительно-отрицательное предложение без вопросительного слова выражает удивление и соответствует в русском языке вопросам, начинающимся со слов разве, неужели. Глагол (чаще всего вспомогательный) с отрицанием not употребляется обычно в сокращенной форме. Например: Don’t you know him? Разве вы его не знаете?

Вопросительно-отрицательное предложение с вопросительным словом начинается с вопросительного слова, а далее строится аналогично вопросительноотрицательному предложению без вопросительного слова. Например: Why doesn’t he study? Почему он не учится?

Разделительный вопрос. Disjunctive Question (Вопрос-“хвостик”. Tail-Question)

Разделительный вопрос — это краткий вопрос, который присоединяется к утвердительному или отрицательному повествовательному предложению с помощью запятой. Он соответствует русскому вопросу не правда ли?, не так ли?

К утвердительному предложению присоединяется отрицательный вопрос, а к отрицательному предложению — утвердительный вопрос. Например: Peter is a worker, isn’t he? Петр рабочий, не так ли? He is not a teacher, is he? Он не преподаватель, не так ли? They had an English lesson, hadn’t they? У них был урок английского языка, не правда ли? They hadn’t a French lesson, had they?

Разделительный вопрос включает модальный или вспомогательный глагол, соответствующий сказуемому предшествующего повествовательного предложения, затем местоимение, соответствующее подлежащему этого предложения.

Если в повествовательном предложении сказуемое выражено глаголом to be или to have, то в разделительном вопросе повторяются эти глаголы.


Колычева Е. Н. Начальные сведения по английскому языку (для неязыковых вузов): Учебное пособие. — 5-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1983. 143 с.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Английский_язык

Рубцова М. Г. Полный курс английского языка: Учебник-самоучитель. 2004.